Ля
Нувель Орлеанс, то есть Новый Орлеан, был основан 7 мая 1718 года. В то время
губернатором французской Луизианы был Жан Батист Ле-Мон де Бенвиль.
После
вступления на пост губернатора Бенвиль написал директорам компании, что нашел
хорошее место для строительства новой столицы колонии. Это было место недалеко
от впадения реки Миссисипи в Мексиканский залив. По мнению
Бенвиля серповидный изгиб на реке Миссисипи обеспечивал защиту
от приливов и ураганов. Разрешение было получено, и в 1718
году Бенвиль начал строительство. К 1719 году было
построено достаточное количество хижин и складских помещений, и из Mобила были
переведены солдаты и запасы продовольствия. В 1720 году после спора с
главным инженером колонии Ле Блондом де Ла Туром о планировке поселения Бенвиль приказал
составить чертёж своего помощника Адрианa дe Поге. Дe Поге распланировал поселение
как прямоугольник размером одиннадцать на семь кварталов, известный сейчас
как Французский квартал. После новоселья в новом доме Бенвиль назвал
только что основанный город «Ле Новель-Орлеанс». Это имя город получил я в
честь регента Франции Филиппа Орлеанского, который в свою очередь, получил титул
благодаря французскому городу Орлеан.
Не
будет преувеличением сказать, что многие из первых поселенцев города не
отличались высокой нравственностью – значительную их часть составляли
французские осужденные, присланные сюда для освоения новых колоний. Лишь в
1720-м году практика отправки в Луизиану заключенных по решению герцога
Орлеанского была прекращена. В 1723 году, во время третьего пребывания Бенвилля
у власти, Новый Орлеан стал административным центром французской Луизианы.
В
силу своего удачного географического расположения Новый Орлеан очень
быстро стал одним из крупнейших центров торговли в стране – река Миссисипи, как
и несколько сотен лет назад, и сейчас является одной из самых важных водных
транспортных артерий страны, а новоорлеанский порт – одним из крупнейших в США.
Исторически сложилось так, что Новый Орлеан стал крупнейшим рабовладельческим
центром, несмотря на то, что значительная часть проживавших в Луизиане
чернокожих были свободными. Для многих чернокожих рабов, привозимых в Америку, Новый
Орлеан был первым, что они видели в новой для себя стране. Две трети от более
чем миллиона рабов, прибывших на юг США, прошли через рынок рабов и город стал
главным бенефициаром от этого бизнеса. Рабский труд активно использовался на
плантациях по выращиванию хлопка и сахарного тростника, которые в большом
количестве располагались в регионе.
В
1762 году город (в составе Луизианы) перешел во владение Испании – французское
правительство было недовольно прибылями от этой территории, а после передачи ее
испанцам Франция получала мощного союзника в своей войне с Англией. Почти вся сохранившаяся
архитектура 18 в. во Французском квартале датируется испанским периодом.
В
конце 18-го века в городе произошли несколько сильнейших пожаров, в результате
которых значительная часть построенных ранее домов была уничтожена.
В
1801 году Луизиана вновь перешла во владение Франции. Но и Франция, в свою
очередь, недолго владела этими землями – в 1803 году Луизиана была продана США
за пятнадцать миллионов долларов Наполеоном Бонапартом. После этого начался
быстрый рост города с притоком американцев, французов, креолов, ирландцев,
немцев и африканцев.
Официально
18-м штатом США Луизиана стала в 1812 году. К этому времени Новый Орлеан
превратился в один из торговых, промышленных и культурных центров американского
Юга. Эру легендарных колесных пароходиков на Миссисипи, воспетую Марком Твеном,
открыл луизианский "The New Orleans", построенный на верфях в
Питтсбурге.
В
1815 году недалеко от Французского квартала произошло важное сражение,
оказавшее существенное историческое значение. «Битва за Новый Орлеан» стала
главным сражением Англо-Американской войны 1812–1815 годов. Англичане пытались
завладеть стратегически важным Новым Орлеаном, сковать торговлю и подорвать
экономику США. Сдача Нового Орлеана англичанам во многом бы снижала ценность
приобретения Луизианы, однако объединенные силы американцев (армия, вооруженные
горожане, бывшие рабы и даже пираты под командованием Жана Лафита) разбили
английские войска.
К
1830 году в Новом Орлеане преобладало франкоговорящее население. В это время
начался большой приток немецких и ирландских имигранов. К 1840 году население
города выросло вдвое, что сделало Новый Орлеан самым богатым и третьим по
населению городом страны.
Одним
словом, к середине 19-го века Новый Орлеан достиг пика своего экономического
процветания. Однако в дальнейшем развитие железных дорог и взрывной рост
городов на западном побережье привели к тому, что важность Нового Орлеана стала
уменьшаться.
В
первой половине 19-го века тысячи жителей города пали жертвами желтой лихорадки
и холеры; заболевания вроде оспы или проказы также унесли множество жизней.
Еще
одной из напастей Нового Орлеана являются ураганы. В шестидесятых годах
прошлого века здесь прошли сильные ураганы «Бетси» и «Камилла», причинив
городу серьезные разрушения.
В
2005 году Новому Орлеану был нанесен огромный урон ураганом Катрина. Поскольку
70 % города лежит ниже уровня моря, и он окружен водой с трех сторон, чтобы
сдержать воду, здесь было построено 560 км дамб. Но система не выдержала
натиска Катрины, и около 170 км дамб было повреждено. Сильнейший ураган,
надвинувшийся с юго-востока, принес с собою огромную массу воды из
Мексиканского залива и буквально вбросил её в озеро Пончартрейн (Lake
Pontchartrain), находящееся как бы «за спиной», в тылу, у Нового Орлеана.
Гигантские потоки воды, занесенные в озеро, попросту выплеснулись из него и
залили всю северо-восточную часть города, в последние десятилетия отстроенную и
густо населённую разбогатевшими жителями. Пончартрейн только на карте
небольшое. Вблизи оно кажется гигантским, с одного берега не виден другой. Но
не в этом состояла беда, а в том, что новые жилые районы, построенные на месте
осушаемых болот, находятся ниже уровня этого озера, и это, по мнению экспертов,
является, не просто ошибкой строительных фирм, а откровенным их преступлением,
так как делает жителей этих районов потенциальными жертвами будущих стихий. Началось
затопление города и побережья. К концу августа, когда ураган достиг города,
большая часть жителей была эвакуирована. Пострадавшие кварталы, в которых в
основном жили небогатые чернокожие и городская беднота, практически начисто
смыло, а население этих кварталов, не имея надежды на восстановление своих
домов, подалось в другие штаты. Было повреждено множество
достопримечательностей, например, «Супердоум» - крытый стадион, полное название
которого буквально можно перевести как «Луизианский суперкупол». Неуехавшие из
города жители укрывались там. Затраты на его восстановление достигли около 186
млн долларов. Также было повреждено большинство главных дорог, ведущих из
города. Официальное число погибших от урагана Катрина – 1464 человека.. Ураган
нанес серьезнейший ущерб экономике Нового Орлеана.
Теперь,
по прошествии времени, можно сказать, что великий город выстоял. Люди
постепенно пришли в себя. Какие-то выводы сделали городские службы... Сегодня
на окраинах еще можно увидеть заброшенные дома и стройки. Но самое
удивительное, это то, что за восемь лет после ужасного бедствия Орлеан
полностью отстроился заново. Теперь это абсолютно новый город, в котором, тем
не менее, сохранилась атмосфера старого Нового Орлеана. Будем надеяться, что
подобной трагедии в Новом Орлеане больше не случится.
Комментариев нет:
Отправить комментарий