Новый Орлеан и Джаз



Нельзя не уделить должного внимания теме становления Джаза в Новом Орлеане. С момента зарождения города музыка была тем средством, которое сближало белое и чернокожее население этого южного города. Новый Орлеан является родиной многих музыкантов, в том числе таких всемирно известных как Луи Армстронг и Луи Прима.

Считается, что становление Джаза связанно с закрытием Новоорлеанского квартала «красных фонарей» Сторивилла. Появился он в 1897 году, когда властям понадобилось упорядочить широко распространившуюся в портовом городе проституцию. К 1917 году Сторивилл стал средоточием музыкальной жизни Нового Орлеана, и именно музыканты, оставшиеся без работы, больше всех пострадали от того, что его объявили вне закона. Проституция, азартные игры и прочие порочные промыслы тотчас ушли в новоорлеанское подполье, где благополучно процветали долгие годы. Уйти же в тень музыкантам, особенно знаменитым, было делом невозможным, поэтому единственным шансом продолжить свою музыкальную карьеру оставалось покинуть город. Так, закрытие Сторивилла обернулось величайшим благом: самые известные новоорлеанские музыканты разъехались по всей стране, и особенно они были востребованы в Сент-Луисе, Канзас-Сити, Чикаго и Нью-Йорке, которые вскоре стали признанными столицами джаза.

Однако, не только закрытие Сторивилла повлияло на музыкантов. Северные города развернули тогда целую кампанию по переманиванию с Юга дешевой рабочей силы, и музыканты получили шанс стать настоящими профессионалами с постоянным местом и заработком. Так получилось, что в числе уехавших в первую очередь были и те, кто позже вышел в признанные лидеры джаза — Оливер, «Кид» Ори, братья Доддсы, Мортон... Они действительно раньше играли в Сторивилле, но не только в нем одном: просто Новый Орлеан, как и весь Юг, переживал период экономического упадка, и на Севере возможностей заработать было куда больше. Тысячи музыкантов постепенно покидали Новый Орлеан на протяжении нескольких лет. Например, Армстронг покинул город только в 1922 году. Так что однозначная связь джаза с домами терпимости и кабаками, как пишут новоорлеанские историки Эл Роуз и Эдмонд Сошон, «и неверна, и оскорбительна для многих и многих городских джазменов... которые не только никогда там не выступали, но даже вообще туда не заходили.»

Да и уехали не все джаз-мены. Например, легендарный (в масштабах Нового Орлеана) пианист Фэйт Мэрэйбл (Fate Marable), развлекавший публику на теплоходах Стрекфуса еще с 1907 года, переиграл почти со всеми местными музыкантами, позже составившими гордость джаза, всем им помогал — и черным, и белым — и таки дождался своего часа, когда в 1924 году компания "OKeh" первой прислала свою передвижную студию в "колыбель джаза". Кстати, именно Мэрэйбл обучал молодого Луи Армстронга игре "с листа" во время совместных выступлений на борту теплохода "Capitol". Некоторые джазмены, которые, к слову, были не хуже остальных, не прижились на Севере и вернулись обратно, а отдельные музыканты, как, скажем, кларнетист Сидней Эродин (Sidney Arodin), жили в Новом Орлеане, но постоянно путешествовали по стране и нанимались играть на короткое время то тут, то там: не могли они привыкнуть к размеренности и постоянной работе.

Разумеется, не всем белым вообще нравился джаз. И такие пуристы активно писали статьи в газеты и журналы, клеймя "музыку порока" и проклиная ее "развращающее влияние". Подобные многочисленные публикации привели позже многих критиков к мнению, что джаз зарождался исключительно как искусство черных. Скорее можно было бы сказать, что джаз начинал свое существование как музыка бедных, а среди них в Новом Орлеане белых (и креолов, которые по виду были белые, а по закону — черные) было ничуть не меньше, чем негров, они общались друг с другом, слушали и играли одну и ту же музыку. И вносили они в эту музыку влияние не только негритянских корней, но также и французских, и сицилийских.

Еще одно заблуждение, которое рассеяли некоторые исследователи, это то, что якобы джаз как стиль начал складываться на переломе XIX и XX века. Такие утверждения "подогревались" высказываниями известных джазменов вроде Джелли Ролл Мортона, которым, с одной стороны, не очень–то и верили, но, с другой стороны, на них же и опирались в исторических трудах. А ведь еще даже в самом начале 20–х лет знаменитый оркестр "Creole Jazz Band" в Чикаго обязательно играл в одних программах как "горячую" импровизационную музыку, так и слегка видоизмененные рэгтаймы, марши и вальсы. Некоторые из них известны и до сих пор, например, бессмертная мелодия "High Society". Причем вся эта мешанина в целом, разумеется, называлась джазом. Примерно то же самое творилось тогда везде. Если мы не можем сейчас слышать ранние записи Армстронга по той причине, что их не существует в природе, то это не значит, что он всегда играл только классический джаз в нашем понимании. Он долго пробыл в составе и бэнда Оливера и других местных оркестров и, конечно, вместе с ними исполнял их обычный репертуар. Музыкальный историк Джеймс Маэр пишет об этом так: "Нельзя забывать о том, что все ранние джаз–бэнды были прежде всего танцевальными оркестрами. Специфическая "горячая" форма музыки, которая начала появляться в то время, была поначалу только очень небольшой частью того, что они обычно исполняли". Это означает то, что эра настоящего джаза пришла тогда, когда окончательно перестали пользоваться массовой популярностью на танцах рэгтаймы, салонные пьесы, марши, песенки из оперетт, а случилось это только к середине 20–х.

Для музыкальной индустрии того времени в целом и для джаза в особенности изобретение и распространение фонографа (а затем граммофона) было просто благословением. Случись это на десятилетие позже — и развитие джазового музыкального жанра могло затормозиться или пойти совсем другим путем, а об образцах раннего стиля можно было бы сейчас спорить до хрипоты без особого результата. Однако с Новым Орлеаном это изобретение сыграло–таки злую шутку. Дело в том, что первые студии звукозаписи появились только в богатых городах Севера и Запада — Нью–Йорке, Чикаго и Лос–Анджелесе. В результате первые записи новоорлеанского джаза были сделаны случайными коллективами, уехавшими из родного города по приглашению либо в поисках работы. Они никак не могут сейчас отобразить всей богатейшей картины музыкальной жизни тогдашнего Нового Орлеана.

К 1924 году в городе было достаточно интересных оркестров, иначе вряд ли бы состоялись две сессии записи, результат которых представлен (частично) на диске "New Orleans In The '20s". Здесь можно услышать девять оркестров, в основном белых (черные исполнители почти все были на Севере), причем все они очень высокого уровня. Эта музыка совершенно ничем не уступает хорошим чикагским и нью–йоркским образцам того времени, а кое в чем их и превосходит. Эти записи не имели больших продаж в общеамериканском масштабе, так как раскрученные имена шли лучше и фирмы не рисковали делать большие тиражи пластинок новоорлеанских исполнителей.

Сегодня в Новом Орлеане можно насладиться разными стилями музыки – джазом, блюзом, а также зайдеко (zydeco) – стилем, зародившимся в Луизиане, в котором явно чувствуется влияние европейской (в том числе французской) музыки.

Каждую весну в городе проходит Jazz and Heritage Festival - джазовый фестиваль, длящийся несколько дней и дающий возможность выступить на сцене множеству музыкантов. С 1970 года, когда был организовано это музыкальное мероприятие, его зрителями стали несколько тысяч любителей музыки. Любителям музыки также наверняка будет интересно посетить New Orleans Jazz National Historical Park, узнать больше об истории и развитии джаза или просто послушать выступления музыкантов. The New Orleans Jazz National Historical Park был создан в 1994 чтобы почтить память музыкального наследия города. Его цель заключается в том, чтобы уберечь историю зарождения и становления Джаза в Новом Орлеане

Комментариев нет:

Отправить комментарий